«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Перейти к записи на программу ▼
Социально-педагогическая
11-13 лет
Рекомендуемый возраст с 11 до 13 лет
Без ОВЗ
Программа не адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
2

модуля
Модулей в программе - 2
Программа входит в реестр сертифицированных программ
Открыто зачисление на первый модуль
г Томск, ул Смирнова, д 28 стр 1
Период обучения школьника с пятого по седьмой класс соответствует его переходу из младшего школьного возраста в подростковый. В связи с изменением социальной ситуации развития ребенка и сменой его ведущей деятельности именно в период 11 – 13 лет осуществляется бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Происходит становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения, развивается способность к рефлексии. По сравнению с младшими и старшими школьниками, подростки характеризуются пиком любознательности – им становится интересно многое, далеко выходящее за рамки повседневной жизни, а также образовательной программы. Их начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира. Такая познавательная активность школьника объясняется появившейся у него существенной потребностью в самопознании, которая проявляется в поиске возможностей и границ своего «Я» в рамках общения как ведущей деятельности на этапе подростничества. Окружение подростка становится для него подобно зеркалам, глядя в которые он строит образ себя. Однако начало полового созревания, которое совпадает с началом данного возрастного периода, оказывает значимое влияние на познавательную сферу: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь требуется больше времени, школьники чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, часто испытывают смену настроения. Такие физиологические особенности могут привести не только к появлению замечаний и снижению успеваемости обучающегося, но и к возникновению у него трудностей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, к уменьшению познавательной активности и интеллектуальных возможностей. При составлении данной дополнительной общеразвивающей программы учитывались и физиологические, и психологические особенности подростков 11-13 лет, что позволит не просто активировать потребность школьников среднего звена в самопознании, но еще и реализовывалась её в ходе тренинговых занятий. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Успешное освоение данной программы способствует эффективному профессиональному и личностному самоопределению школьников среднего звена. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании для подростков таких образовательных условий, которые будут стимулировать познавательную активность обучающихся и способствовать формированию навыков самопознания и саморазвития. Новизна и оригинальность программы «Социально-психологический тренинг» заключаются в том, что программа интегрирует в едином образовательном пространстве психологическую и творческую деятельность в процессе становления познавательной активности учащихся и актуализации их внутреннего потенциала. Отличительные особенности программы «Социально-психологический тренинг» заключаются в построении образовательных занятий по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической и самообразовательной деятельности обучающегося. В программе используются тренинговые задания, выполняющиеся как индивидуально, так и в групповом формате. Применяются творческие и арт-терапевтические практики для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и его последующей актуализации. В программе делается акцент на самостоятельной рефлексивной работе обучающихся в процессе занятий, что благоприятно отражается на процессах самопознания и саморазвития. Содержание заданий способствует формированию навыков эффективного поведения в конкретных жизненных ситуациях, эффективной коммуникации и самореализации в обществе. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Социально-психологический тренинг» - 72 часа. Продолжительность занятия – 2 академических часа. Режим занятий - 1 раз в неделю в течение одного учебного года. Формат занятий - психологический тренинг. Форма организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая. Возраст обучающихся – 11-13 лет (5-7 классы). Материально-техническое обеспечение программы: 1. Расходный материал: - комплект бумаги белой офисной А4 – 2 шт.; - набор цветных карандашей (12 цветов) – 15 шт.; - набор фломастеров (18 цветов) – 15 шт.; - набор гуашевых красок (24 цвета) – 8 шт.; - набор акварельных красок (12 цветов) – 8 шт.; - кисточки круглые синтетические (размер № 5) – 15 шт.; - кисточки круглые синтетические (размер № 2) – 15 шт.; - шариковые ручки, синий стержень – 15 шт.; - простые карандаши (мягкость НВ) – 15 шт.; - ножницы канцелярские – 15 шт.; - резинка стирательная – 8 шт.; - листы для флипчарта – 50 шт.; - маркеры для флипчарта – 2 шт.; - клей – 8 шт. 2. Оборудование, инвентарь: - ноутбук – 1шт.; - флипчарт – 1 шт.; - колонки – 1 шт. Программа «Социально-психологический тренинг» содержит два блока: «Психология и самопознание личности» и «Профориентация». Блок «Психология и самопознание личности» включает в себя знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством выполнения определенных психологических упражнений и заданий, организации совместных психологических бесед и обсуждений. Блок «Профориентация» заключается в разработке обучающимися нескольких вариантов траектории собственного профессионального развития с учетом полученной на прошлых занятиях информации о себе и своих возможностях, а также посредством прохождения ряда профориентационных методик и тренингов. Результатом работы по программе становится положительная динамика развития процесса личностного и профессионального само¬определения обучающихся, а именно: 1. сформированы основы самопознания и саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 2. у обучающихся сформировано представление о собственной личности, особенностях своего поведения, своих внутренних ресурсов и перспектив профессионального и личностного развития; 3. сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в рамках различных видов деятельности; 4. обучающиеся проявляют психологическую готовность к выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; Достижение заявленных результатов определяется в процессе мониторинга. Программа «Социально-психологический тренинг» предусматривает 3 этапа мониторинга: начальный, текущий и итоговый. Основные методы мониторинга на начальном и итоговом этапах мониторинга - психологическое тестирование. Основные методы мониторинга на текущем этапе мониторинга: педагогическое наблюдение, анализ профессиональных траекторий развития. Психологическое тестирование осуществляется с помощью следующих методик: • Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. • Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда диагностирует профессиональный тип личности: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный. Опросник позволяет соотнести выявленные склонности, способности, интеллект, а также личностные характеристики с различными профессиями. • «Что значит познать себя?» (по А. И. Красило) – методика, предназначенная для выявления уровня осведомленности и понимания феноменов самопознания и саморазвития личности. • Самотест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта) на определение уровня готовности человека применять полученные знания в процессе исследования собственной личности в целях дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Форма подведения итогов реализации программы – зачет. По итогам освоения программы обучающийся оценивается по следующим критериям: «Зачтено» – обучающийся проявил активность на занятиях, продемонстрировал умение применять полученные знания на практике. «Неаттестация» - обучающийся не проявлял активность на занятиях, не продемонстрировал умение применять полученные знания на практике/обучающийся пропустил более 1/3 занятий.

Цели и задачи
Цель общеобразовательной программы: актуализация процесса личностного и профессионального самооопределения, включающего в себя получение знаний о себе и социальном мире, у обучающихся 11 – 13 лет (5 – 7 класс) в процессе тренинговых занятий в МАОУ «Планирование карьеры». Для реализации цели решаются следующие задачи: 1. Создать комфортную и благоприятную атмосферу в группе для самораскрытия обучающихся 11 – 13 лет (5 – 7 класс); 2. Активизировать познавательскую активность обучающихся 11 – 13 лет (5 – 7 класс) посредством применения тренинговых заданий и арт-терапевтически упражнений; 3. Организовать процесс исследования и становления личностных качеств и способностей, необходимых для успешного взаимодействия с социумом и достижения успехов в какой-либо деятельности; 4. Способствовать разработке учащимися вариантов траектории собственного профессионального развития.
Нормы оснащения
- Стол для преподавателя - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Оборудование • Учебный класс • Аудио-видеоаппаратура • Компьютер, медиапроектор • Видеокамера • Столы, стулья - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы.
Вид деятельности: Педагогика, Психология
Форма обучения: Очная
Группы
Группа №1 «Познай себя»
Обучение 09.09.2019 — 29.05.2020
Свободно сейчас, мест: 11
Стоимость модуля по 31.12.2019: 581.66 ₽
Модуль: «Психология и самопознание личности»
Расписание